Адрес: 183038 г. Мурманск, ул. Коммуны, 18а
Дежурный прокурор: 8 (8152) 47-38-08
Мурманская область

Добрый день! Я не знаю куда обратиться и надеюсь на Вашу помощь и консультацию! Мой вопрос касается ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества с 2015 года... Получатель в платежных поручениях: НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области". Насколько я понимаю, это НЕкоммерческая организация и взносы в некоммерческие фонды носят добровольный характер, а не обязательный (ст.7 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Любые фонды (в том числе и по капитальному ремонту) формируются за счет добровольных взносов собственников. Я не уверена в том, что мои добровольные взносы будут потрачены по назначению и что когда-то дойдет очередь до капитального ремонта моего дома. Вопрос в том, должна ли я платить такого рода взнос в некоммерческую компанию, если не имею такого желания. Насколько правомочны действия данных НКО...Это введение в заблуждение граждан и использование не знания законодательства со стороны простых граждан с целью наживы подобных компаний (...мнение субъективное)... И каким образом я могу отследить использование вышеуказанных добровольных взносов. Спасибо. С Уважением, Елена.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно ст. 167 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.

Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.

Региональным оператором в Мурманской области является специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области», деятельность которой регламентирована Законом Мурманской области от 24.06.2013 № 1630-01-ЗМО (далее – Закон Мурманской области).

Региональный оператор является юридическим лицом, создаваемым в организационно-правовой форме фонда в целях обеспечения организации и своевременного проведения, в том числе финансирования, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области. Учредителем регионального оператора выступает Мурманская область в лице исполнительного органа государственной власти Мурманской области, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сферах жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства

Мурманская область в лице уполномоченного органа несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

Средства фонда капитального ремонта носят строго целевой характер и могут использоваться только для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. Данное требование закреплено статьей 174 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 183 Жилищного кодекса РФ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора. Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме.

Региональный оператор по запросу предоставляет сведения, предусмотренные частью 2 статьи 183 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме, а также лицу, ответственному за управление этим многоквартирным домом (товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, управляющей организации).

Отчет регионального оператора размещается ежеквартально на сайте регионального оператора.

Статьей 11 Закона Мурманской области также установлено, что региональный оператор обязан раскрывать (опубликовывать) информацию о выполненных и выполняемых работах по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственниками помещений в которых принято решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора:

перечень многоквартирных домов, использующих услуги регионального оператора, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;

информацию о заключенных договорах, стоимости, видах, качестве, сроках и иных характеристиках работ;

информацию об услугах, связанных с достижением целей, поставленных перед региональным оператором;

размер фонда капитального ремонта общего имущества по каждому многоквартирному дому, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или на специальном счете, владельцем которого в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является региональный оператор.

Информация раскрывается (публикуется) путем:

1) опубликования на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

2) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении регионального оператора;

3) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Информация о перечне планируемых к выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах на очередной год публикуется не позднее 1 ноября текущего года;

о перечне многоквартирных домов с указанием проведенных работ и фактически затраченных сумм - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;

информация о размере фонда капитального ремонта общего имущества по каждому многоквартирному дому- не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Законом Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области» определено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области определяется в региональной программе исходя из следующих критериев:

1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;

2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома;

3) техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома.

В первоочередном порядке региональной программой предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы.

Таким образом, деятельность Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области предусмотрена действующим жилищным законодательством.