Адрес: 183038 г. Мурманск, ул. Коммуны, 18а
Дежурный прокурор: 8 (8152) 47-38-08
Мурманская область

О результатах работы органов прокуратуры РФ по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за первое полугодие 2019 года

О результатах работы органов прокуратуры РФ по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за первое полугодие 2019 года

Генеральная прокуратура РФ в рамках работы по профилактике и предупреждению коррупции подвела итоги антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В первом полугодии 2019 г. органами прокуратуры России проведена антикоррупционная экспертиза 968 тыс. нормативных правовых актов и их проектов (в первом полугодии 2018 года – 899 тыс.). Выявлено 48,2 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (46,8 тыс.).

В указанных нормативных правовых актах и их проектах содержалось 61,4 тыс. коррупциогенных факторов (в первом полугодии 2018 года – 58,3 тыс.), в целях исключения которых прокурорами внесено 2,5 тыс. требований (2,3 тыс.), принесено 29,2 тыс. протестов (29,5 тыс.), направлено 57 исков (заявлений) в суды (54), внесено 625 представлений (711) и направлено 14 тыс. информаций (12,8 тыс.).

В результате проделанной работы из 38 тыс. нормативных правовых актов и их проектов (в первом полугодии 2018 года – из 35 тыс.) исключено 47,5 тыс. коррупциогенных факторов (в первом полугодии 2018 года – 44 тыс.).

Наиболее часто прокурорами выявляются такие коррупциогенные факторы, как отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискреционных полномочий, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, выборочное изменение объема прав, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

Например, прокуратурой Тюменской области выявлен коррупциогенный фактор в административном регламенте осуществления в Тюменской области контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. В частности, названным регламентом не был определен порядок действий должностных лиц Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области в случае выявления в ходе проверки фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) подконтрольными субъектами инвестиционных программ, а также конкретные меры, которые могут быть приняты в отношении нарушителей.

После вмешательства прокуратуры области в нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения, коррупциогенные факторы устранены.

По требованию прокурора Тамбовской области из утвержденного приказом областного управления по охране окружающей среды и природопользованию административного регламента предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключен коррупциогенный фактор в виде нормативной коллизии. Административный регламент не содержал оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поскольку при нормативном закреплении правила не отказывать в приеме документов, предназначенных для оказания государственной услуги, был возможен их возврат.

Генеральной прокуратурой РФ выявлены коррупциогенные факторы в Регламенте работы Аттестационной комиссии Министерства культуры РФ. Так, согласно положениям Регламента гражданский служащий вправе представить в Аттестационную комиссию Министерства заявление о несогласии с отзывом, подготовленным его руководителем для аттестации или для сдачи квалификационного экзамена. Вместе с тем порядок и сроки рассмотрения указанных заявлений в Регламенте отсутствовали, что предоставляло должностным лицам Минкультуры России возможность в произвольном порядке и по своему усмотрению рассматривать поступившие заявления.

Экспертиза также показала, что положения этого Регламента, распространяющие свое действие на Федеральное архивное агентство и Федеральное агентство по туризму, не приведены в соответствие с Указом Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому названные агентства в настоящее время неподведомственны Минкультуры России.

Коррупциогенные факторы выявлены в Регламенте осуществления Министерством спорта РФ ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ».

Согласно положениям этого Регламента, ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездной и (или) документарной проверки, при этом срок проведения проверки не может составлять более чем 15 рабочих дней. Вместе с тем предусматривалось, что по решению Министра спорта РФ или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.

Однако в Регламенте отсутствовали случаи и основания продления срока проведения проверки, что предоставляло должностным лицам Минспорта России возможность в произвольном порядке принимать решения о продлении или непродлении срока проведения проверок.

Во всех приведенных случаях Генеральной прокуратурой РФ приняты меры прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых федеральными органами исполнительной власти проводится работа по подготовке изменений, исключающих коррупциогенные факторы.

Органами прокуратуры к работе по проведению антикоррупционной экспертизы на постоянной основе привлекаются независимые эксперты, аккредитованные Минюстом России, крупные научные и образовательные организации. С ведущими учебными центрами страны в этих целях заключены соглашения о взаимодействии.