Адрес: 183038 г. Мурманск, ул. Коммуны, 18а
Дежурный прокурор: 8 (8152) 47-38-08
Мурманская область

Особенности закрепления права собственности на объекты интеллектуальной собственности, полученные при выполнении государственного оборонного заказа

Особенности закрепления права собственности на объекты интеллектуальной собственности, полученные при выполнении государственного оборонного заказа

Мурманская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах разъясняет, что в соответствии с частью 1 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежат исполнителю, если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации.

С учетом данной нормы закона закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с условиями госконтракта.

При заключении и исполнении контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, государственные заказчики должны обеспечивать включение в них вопросы правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, в том числе положения о закреплении прав на такие результаты интеллектуальной деятельности.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» установлено, что федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками обязаны предусматривать в них условия о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы за Российской Федерацией, если данные результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Таким образом, при заключении контрактов (договоров) головным исполнителям и исполнителям заданий государственного оборонного заказа необходимо устанавливать в них условие о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности за Российской Федерацией в лице государственного заказчика.

Неправомерное закрепление за иными лицами прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств гособоронзаказа, может повлечь риск ограничения (запрета) на использование государством результатов интеллектуальной деятельности в оборонной промышленности, их продаже сторонним организациям, в том числе иностранным.