Адрес: 183038 г. Мурманск, ул. Коммуны, 18а
Дежурный прокурор: 8 (8152) 47-38-08
Мурманская область

О правотворческой деятельности органов прокуратуры

О правотворческой деятельности органов прокуратуры

Прокуратурой области, городскими и районными прокурорами своевременно запрашиваются и изучаются проекты региональных и муниципальных нормативных актов.

В 2014 году представители прокуратуры приняли участие в 903  заседаниях, в том числе в 121  заседании органов государственной власти и в 782 заседаниях органов местного самоуправления.

В органы прокуратуры поступило 7208 проектов нормативных правовых актов (далее НПА), в том числе 778 региональных и 6430 муниципальных. Основная часть из них –7193 по состоянию на 01.01.2015 была прокурорами изучена. При изучении проектов в 419 проектах НПА выявлены нарушения требований закона, в связи с чем составлены отрицательные заключения и направлена соответствующая информация в адрес органов, подготовивших проекты. В большинстве случаев при принятии актов замечания прокурора учтены, противоречащие закону положения из проектов НПА исключены.

Например, прокуратурой г. Кандалакши при проверке проекта решения Совета депутатов сельского поселения Алакуртти «Об утверждении Порядка осуществления полномочий внешнего муниципального финансового контроля в администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района» установлено, что в проекте допущены нарушения требований ст.ст.266.1, 267.1, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при определении объектов внешнего муниципального финансового контроля, методов и порядка осуществления контроля. При принятии решения замечания прокурора учтены в полном объеме.

Прокуратура г. Мончегорска в ходе изучения проекта решения Совета депутатов г. Мончегорска «Об утверждении Порядка предоставления льгот, отсрочек, рассрочек по арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности…» выявила в нем наличие формулировок, которые допускают неоднозначное толкование и содержат понятия оценочного характера. По результатам рассмотрения отрицательного заключения прокурора города коррупциогенные факторы из проекта решения исключены.

 В 2014 году прокуратура области, городские и районные прокуроры активно использовали предоставленное  Уставом Мурманской области и Уставами муниципальных образований право законодательной и нормотворческой инициативы.
Прокуратурой области в 2014 году разработаны и внесены для рассмотрения в Мурманскую областную Думу  четыре законопроекта:  «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области», «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О содержании животных», «О внесении изменений в статью 23 Закона Мурманской области «О местном референдуме» и в статью 7 Закона Мурманской области «Об областном референдуме», «О порядке увольнения (освобождения о должности) лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, в связи с утратой доверия».

Проект закона «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» предлагал распространить на работников областных государственных учреждений, наделенных полномочиями по контролю и (или) надзору за деятельностью юридических и физических лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а также полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.

Закон принят Мурманской областной Думой, подписан Губернатором области и обнародован (№1780-01-ЗМО от 14.11.2014).

Проектом закона «О внесении изменений в статью 23 Закона Мурманской области «О местном референдуме» и в статью 7 Закона Мурманской области «Об областном референдуме» предложено внести изменения в нормы областных законов, уточняющие порядок оформления ходатайства на проведение референдумов, в целях приведения их в соответствие Федеральным законом от 14.10.2014 №306-ФЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Закон подписан Губернатором области и обнародован (№ 1805-01-ЗМО от 15.12.2014).

Проекты законов «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О содержании животных»,  «О порядке увольнения (освобождения о должности) лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, в связи с утратой доверия» находятся в стадии рассмотрения.

С учетом практики прокурорского надзора горрайспецпрокуроры разрабатывали и направляли в органы местного самоуправления проекты нормативных правовых актов по различным сферам деятельности. За прошлый 2014 год разработано 135 проектов муниципальных нормативных правовых актов, из которых 110 принято.

Например, на основании разработанных прокурором Кольского района проектов постановлениями администраций сельского поселения Междуречье и городского поселения Туманный утверждены Положения о порядке сообщения муниципальными служащими администрации о получении подарка  в связи с их должностным положением и (или) исполнением служебных обязанностей, сдачи и оценке подарка, реализации (выкупа) и зачислении средств, вырученных от его реализации».

Прокуратурой г. Кандалакши в целях приведения муниципальных актов в соответствие с нормами изменившегося федерального законодательства был разработан проект решения  «О внесении изменений в Положение о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса  на замещение должности главы администрации городского поселения Кандалакша», который принят Советов депутатов г.п. Кандалакша (решение от 29.07.2014 №709).

Кроме того, прокурорами разработано 18 модельных правовых актов, на основании которых органами местного самоуправления принято 49 нормативных правовых актов.
В частности, прокуратурой г. Апатиты на основании п.2 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» разработан модельный проект муниципального правового акта – Порядок уведомления муниципальными служащими об иной  оплачиваемой работе, по результатам рассмотрения которого принято 3 нормативных правовых акта, утверждающие соответствующие порядки в контрольно-счетной палате, администрации города и Совете депутатов города Апатиты.

Прокуратурой Кольского района подготовлен модельный муниципальный правовой акт, регулирующий порядок применения взысканий к муниципальным служащим, на основании которого принято 14 нормативных правовых актов.

Прокурором области, прокурорами городов, районов и специализированных прокуратур с учетом права, предоставленного ст.9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в адрес Губернатора Мурманской области, председателя Мурманской областной Думы, органов местного самоуправления  неоднократно направлялись предложения о разработке, принятии нормативных правовых актов, в также внесении в них изменений в связи с изменением федерального законодательства.

Так, в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 290-ФЗ "О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставляющего право главам муниципальных образований на обжалование своей отставки в суде, прокурором Ловозерского района направлена информация в органы местного самоуправления Ловозерского района и сельского поселения Ловозеро о необходимости внесения изменений в Уставы муниципальных образований. Предложения прокурора учтены при принятии решения Совета депутатов сельского поселения Ловозеро от 29.10.2014 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района» и решения Совета депутатов Ловозерского района от 30.10.2014 «О внесении изменений в Устав Ловозерского района».

Всего в органы государственной власти и местного самоуправления направлено 343 информационных письма, представлений и предложений о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов, 223 из которых учтены, остальные находятся в стадии рассмотрения.